1 Выставка «Москва сквозь века» в Инженерном корпусе
Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке с 8 сентября 2018 года по 21
января 2019 года
Третьяковская галерея открывает новый сезон серией
выставок о Москве. Проекты предлагают рассмотреть образ города в
изобразительном искусстве с разных ракурсов.
Проект «Москва сквозь века» осуществляется при поддержке
компании «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».
В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное
внимание уделено формированию иконографии города — от образов до пожарной
Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф.
Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками начала ХХ века и отображения
образа города в новых формах и материалах современными мастерами. Выставка
состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский
Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь.
„Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с
хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А.
Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А.
Васнецова, В. Перова, В. Маковского, И. Николаева, А. Дейнеки, А. Лабаса, К.
Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.
Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская
площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину
располагался не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне
улицы напротив снесенного позже Страстного монастыря. Впервые будут показаны
картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О.
Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979)
И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на
выставках более известными произведениями – перечисленные работы мало
выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные
выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать
и эти малодоступные для публики вещи.
Часть картин была отреставрирована специально к этому
проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего
лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий
двор в Замоскворечье» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова
«Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной
экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные
работы, после которых заметно преобразилась.
Одной из особенностей выставки является возможность
услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт
звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков.
Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции,
«озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в
атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878)
орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе
переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так
выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено
восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX
века) Ф. Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916)
Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса,
«Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.
Выставочный проект выходит за стены музея и продолжается
специальными экскурсиями по городу, маршрут которых разработан «Экскурс-бюро
№1» по мотивам произведений, представленных в экспозиции.
Если проект «Москва сквозь века» представляет своего рода
мозаику живописных образов города, то выставка «Город и люди. Москва в графике
ХХ века» (11 октября 2017 — 14 января 2018, Новая Третьяковка) отражает личный
подход художников, показывает, какой они видели столицу, переживавшую
драматические события 1917 и 1941 годов, а также эйфорию оттепельного времени.
Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей…» (8
сентября 2017 — 21 января 2018, Инженерный корпус) является уникальной. Впервые
экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи — одного из
самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция
объединяет 30 произведений церковного искусства XVI — XIX веков из 17
разрушенных московских церквей.